Современные вызовы для электромобилей в России

Динамика российской автоиндустрии в сегменте электромобилей продолжает вызывать беспокойство как среди покупателей, так и среди производителей. Правительство продолжает колебаться в своих действиях — от поддержки экологии через стимулы и льготы до ужесточения правил, что создает неоднозначную ситуацию. С 1 января 2023 года налог на утилизацию электромобилей увеличен в 20 раз и стал равен утильсбору на бензиновые авто. Это стало причиной резкого сокращения спроса: в форме сокращения продаж с 3844 до 1854 единиц в первые три месяца текущего года. Уже во втором квартале наблюдалось незначительное восстановление ситуации, и продажи составили 2546 автомобилей, а за 3-й квартал были проданы 3586. Как могут развиваться продажи в будущем, остается под вопросом. В конце прошлого года объемы стабилизировались на уровне около 1200 машин в месяц. С текущими данными за 2023 год видно, что начиная с апреля, наблюдался следующий уровень продаж: 795, 786 и 1257 в июле. Сравнение с 2025 годом показывает, что утилизированные машины все еще остаются на складах. Таким образом, даже в случае повышения утильсбора, можно ожидать стабильный спрос на уровне 1000-1200 единиц в месяц. Результаты третьего квартала говорят о том, что Zeekr остается на правильном пути, заняв первую позицию с 891 проданным автомобилем. Доля марки в этом году, однако, сокращается с 38% до 25%. Москвич 3е вслед за Zeekr воспользовался спросом, реализовав 430 автомобилей. Evolute и Amberauto пока не могут похвастаться значительными результатами,-а Tesla, BYD и другие оказываются на прежних позициях. Вопрос заключается в том, какое будущее ждет сегмент электромобилей в связи с новыми правилами начисления утилизационного сбора. В этом контексте, новички, такие как Eonyx М2, могут оказаться в невыгодной ситуации, но их деятельность оценивается с оптимизмом: вполне может состояться успех.